ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАРОДА САХА


Пестерев Владимир Ильич

Существуют несколько гипотез о происхождении народа саха. В своей работе "Древний и средневековый северо-восток Азии" изданной в 1992 году, профессор Ф.Г. Сафронов проанализировал новые версии происхождения современной якутской народности "саха".

Вопрос происхождения заинтересовал исследователей почти сразу же после присоединения Якутии к Русскому государству имеет давнюю историографическую традицию. Он был поставлен еще в XVII в. Идесом Исбрандтом. В XVIII в. о происхождении якутов выдвигали свои гипотезы Страленберг, Гмелин, Миллер и Фишер, а в XIX в. Серошевский, Аристов, Кочнев и другие. Все они единогласно считали, что якуты - народ южный, на юге сложились как народность, потом переселились на Среднюю Лену. Мнения разнились лишь по второстепенным вопросам какая страна была родиной якутов, когда они переселились на Север и каким путем пришли сюда. Одни были уверены, что якуты жили раньше на территории Бурятии, другие утверждали, что в Енисейско-Минусинском крае, третьи делали вывод, что они из Уранхайской земли (Тувы). Эту теорию о про стой миграции приняли советские историки Козьмин и Бернштам. Первый примкнул к теории о енисейско-минусинском происхождении якутов, второй рассматривал якутов как потомков гуннов, откочевавших на север около VII в. нашей эры.

Подробный анализ точек зрения перечисленных и других авторов дан в большой работе якутского историка Г.В. Ксенофонтова "Ураангхай сахалар" (Иркутск 1937 г. Якутск 1992 г.). Он также придерживался теории миграции, проделав огромную работу, издал первую крупную монографию специально по вопросу происхождения якутов.

Первым с новой концепцией выступил С.А. Токарев, опубликовавший в 1941 г. статью о происхождении народа саха где проводил мысль о необходимости коренного пересмотра концепции о переселении якутов с юга. Это же он повторил и в 1945 г. в своей капитальной монографии "Общественный строй якутов XVII-XVIII вв.". По его мнению, "... точка зрения о происхождении якутов с юга незаконно подменяет проблему исторического происхождения данного народа теорией его географического передвижения. Эта точка зрения исходит из молчаливо допускаемого предположения об извечности, постоянстве этнических образований, каждое из которых может в ходе истории лишь передвигаться в пространстве, но не возникать и не развиваться". Отвергнув подобную миграционную версию, С.А. Токарев выдвинул новую концепцию, согласно которой якуты, как народность, сложились не на юге, а на Средней Лене, на базе смешения различных этнических элементов, пришлых и аборигенных. К такому тезису он пришел в результате анализа их материальной и духовной культуры. Он признал наличие в ней элементов культуры народов южной Сибири и центральной Азии: скотоводческое хозяйство, некоторые предметы утвари, виды одежды (сангыях, женские головные уборы), шести- восьмиугольные юрты бурятского типа, некоторые элементы шаманского верования (идея воспитания души шамана на небе), имена некоторых божеств, турецко-монгольскую часть словарного состава якутского языка, названия некоторых якутских родов и племен (табулинцы, хоринцы, туматы, эргиты, тагусы и т.д.). Вместе с тем он подметил много элементов местного происхождения: рыболовное и охотничье хозяйства, многие виды якутской одежды (шубы, обувь и т.д.) коническая ураса, балаган - юрта с камельком, шаманство, охотничьи-промысловые верования, названия некоторых родов и племен (кюпяйский, бетюнский, оспехский, уголятский, бытахский и др.), тунгусский пласт в якутском языке. Исходя из этого, С.А. Токарев пришел к выводу о том, что якуты, как народность, сложились на Средней Лене в результате смешения южных пришельцев с местными тунгусскими и палеоазиатскими племенами. "Этим путем, - пишет он, - вырабатывался общий культурный тип (в котором скотоводческое хозяйство получило преобладание) и формировался якутский язык (на основе местного субстрата, но при господстве турецких пришлых элементов, обусловивших турецкое оформление якутской речи).

Проникновение южных жителей на север не носило характера однократно-массового переселения, как считалось раньше, а имело место постепенное продвижение отдельных тюркских и монгольских родовых групп из Прибайкалья, верхнего и среднего Амура. Продвижение могло идти и вниз по Лене в район Якутска, и по Лене же через Чечуйский волок или Сунтар-Олекминск на Вилюй, и по Витиму, и по Олекме, и даже по Алдану. Племена двигались вдоль рек, речек, по лугам, по дороге задерживались на более удобных местах. Многие в пути теряли скот и погибали. И только в течение нескольких столетий, после множества неудач, отдельным группам удалось продвинуться в бассейн Средней Лены и аклиматизировать свой скот".

Такая автохтонистская интерпретация происхождения якутской народности вызвала решительный отпор со стороны А.П. Окладникова, защищающего старую теорию о южном происхождении якутов на основе комплексного материала: фольклорного, лингвистического, этнографического, археологического. Еще в 1940 г. он выступил с возражениями С.А. Токареву, главное внимание акцентируя на северных элементах культуры якутов, затем более полно изложил свои взгляды в 1943г. в работе "Исторический путь народов Якутии" и очень подробно - в книге "История Якутии", т.1, (Москва-Ленинград 1955 г.)

Окладников не отрицал воздействия коренного приленского населения на формирование якутской народности и разделял концепцию Токарева о сложении якутской народности на Средней Лене. Он писал, что современные якуты (саха), как народ, окончательно сложились не на юге, а на Лене, в результате смешения и взаимодействия различных этнических элементов - как пришлых с юга, так и коренных, местных. Он, как и его оппонент, находил в культуре якутов северные элементы в якутском словаре, в приемах и способах охоты якутов, в формах их одежды, жилищ, в элементах верования и религиозного культа, формах и орнаментации глиняных и деревянных сосудов, наконец, в антропологическом типе. В этих элементах он видел вклад не только тунгусов, но и палеоазиатов, юкагиров и чукчей. Однако, в отличие от Токарева, он подчеркивал руководящее значение южных элементов в этногенезе якутов и приходил к выводу о южном их происхождении, Окладников писал, что черты южного происхождения якутов "...заметны во всех сторонах жизни и бытового уклада якутской народности; во всей материальной культуре, хозяйстве, социальном строе, языке, верованиях, культе, искусстве и, наконец, физическом облике якутов". Эти факты действительно ведут исследователей древнейшего прошлого якутов не на север, а на юг, в какую-то другую страну.

А.П. Окладников в отличие от многих авторов, выводивших предков якутов из стран Центральной и Средней Азии, полагал, что "искомый юг", откуда они явились, лежал гораздо ближе к современной их родине. Этим югом, вслед за немногочисленными авторами, он считал Прибайкалье и Забайкалье времен курумчинской культуры железного века, носителями которой были самые северные тюрки: гулигане китайских источников, курыкане - тюркских. В связи с этим он предпринял специальное исследование этой культуры, и в результате пришел к выводу, что она имела самое близкое отношение к вопросу о происхождении якутского народа.

Культура эта существовала в VI-Х веках на обширной территории Прибайкалья и охватывала низовья Селенги, долины Баргузина и Ангары до Балаганска, Тункинский край, верховья Лены до Верхоленска. Центром ее был Байкал. Курыкане были прекрасно знакомы с железом и обладали высоким уровнем техники обработки металла. Плавильщики и кузнецы выделывали ножи, наконечники стрел и копий, предметы домашнего обихода. Курыкане занимались преимущественно скотоводством, разводили табуны лошадей, рогатый скот, двугорбых верблюдов. Немаловажное значение имела охота на косуль, сохатых, кабанов. Они были первыми земледельцами в Прибайкалье и Забайкалье. Вели полуоседлый образ жизни и обитали в прочных жилищах типа землянок. Имели фонетическую письменность с руническим шрифтом, памятники которой сохранились на скальных писаницах. Жили в обществе, разделенном на простолюдинов и аристократов. Существовала государственно-племенная организация. Во главе союза племен стояли старейшины. Страна находилась в постоянных связях не только с ближайшими соседями, но и с Китаем, орхонскими и алтайскими тюрками, енисейскими кыргызами.

Именно курыкане выделили южных предков современной якутской народности. А это было связано с большими передвижениями монгольских племен, в результате которых в X-XI вв. племена Онона и Керулена заняли земли курыкан, в том числе и земли, где образовалась бурятская народность. В связи с этим часть курыкан, оставаясь на месте, растворилась в монгольской массе и утратила свою культуру. Другая часть (северная ветвь) была оттеснена на север. Ее передвижение началось в Х и усилилось в XI веке. Оно продолжалось долго, вплоть до первой половины XVI в., проходя последовательным этапами от одного пункта к другому. Часть курыкан осела вблизи Олекминска, часть перешла в бассейн реки Вилюй и по нему вышла к Лене и поднялась вверх. Пришлые южане постепенно ассимилировали часть местного населения, часть оттеснили на окраины и, таким образом тунгусская земля стала якутской.

А.П. Окладников писал, что принесенная с юга часть якутского языка была смешанной.

Вопросом происхождения якутского народа очень серьезно занимался археолог И.В. Константинов, оставивший большой труд "Просхождение якутского народа и его культуры", "Якутия и ее соседи в древности".

Автор рисует исторический путь якутского народа, начиная с древнейших времен до начала XVII века. Путь этот представляется следующим образом.

В конце прошлой и в первые века нашей эры под натиском гуннов, занявших Забайкалье, в район Прибайкалья в среду местных племен вклинились племена, вышедшие из Монголии и Забайкалья - уйгуры. Они и хунны, в результате этнической консолидации, стали ядром формировавшегося тюркоязычного народа, который с VI в. стал известен под именем курыкан или гулиган. Курыкане - ближайшие предки якутов. На их дальнейшую судьбу существенное влияние оказало возвышение в начале Х века монгольского племени киданей в Маньчжурии. Они в Х веке вытеснили из Монголии уйгуров и распространили свои владения до Алтая включительно. В результате этих передвижений киданей началось проникновение монголоязычных племен в Прибайкалье. Здесь они осели, жили долго с курыканами, часть их ассимилировали. Затем, когда начались походы монгольских полководцев против енисейских кыргызов, хоротуматов и "лесных народов" Прибайкалья и Забайкалья, предки якутов подались на север. Это было не паническое бегство, а уход от возможного завоевания монголов.

Оно завершилось примерно в XV в., когда основная масса предков якутов достигла бассейна Средней Лены. Здесь якуты встретили эвенкийское, юкагирское население. Они частью были ассимилированы, частью вытеснены. Южные пришельцы заимствовали много элементов северной таежной культуры, существенным образом перестроили свое хозяйство и быт в соответствии с новыми географическими и природными условиями, завершая окончательное сложение якутской народности на территории бассейна Средней Азии.

В данной концепции принципиально новыми представляются тезисы о том, что нельзя огульно отрицать теорию миграции, что до XII-XIII вв. никакого проникновения в Якутию южных скотоводов - предков якутов - не было, что их переселение было явлением одноактным, что они в то время представляли собой уже "вполне сложившуюся этническую общность", их язык, являющийся древнетюркским, формировался до V-VII вв. нашей эры и его следует называть "древнеякутским".

Происхождением якутского народа специально занимался и другой археолог И.Е. Зыков, защитивший кандидатскую диссертацию по теме "Археологическое изучение Якутии. История и итоги".

На основе изучения историографии вопроса, археологического, эпиграфического и топонимического материалов он пришел к выводу о том, что основное ядро якутов составляли потомки древнейших тюркоязычных племен, а в их формировании значительную роль сыграли также монгольские и тунгусские племена. При этом выделил четыре этапа: таштыкский - 1 в. до нашей эры - V в. нашей эры; курыканский (протоякутский) - VI-Х века; древнеякутский - XI-XII века; якутский - XII-XV вв.

В начале первого этапа в Прибайкалье жили аборигенные тунгусоязычные племена-охотники и рыболовы. Затем сюда во времена гуннов проникли предки уйгуров - скотоводы, которые, смешавшись с аборигенами, составили второй компонент курыкан. В первой половине V века от древнехакасских племен минусинской котловины отделилось тюркоязычное ядро, составившее основу курыкан.

Во втором этапе в курыканское время на территории Прибайкалья в результате взаимодействия древних хакасских племен с предками уйгуров сформировалась курыканская культура. В сложении этой культуры приняли участие и тунгусоязычные аборигены края. В результате к концу периода этническая история вплотную подошла к формированию в основных чертах якутской культуры (протоякутов).

Начало третьего этапа этнической истории якутов связано с проникновением в XI-XII вв. из Забайкалья в Прибайкалье монголоязычных кочевников, оттеснивших часть протоякутов (курыкан) в район Верхней Лены. Здесь последние находились еще в некотором общении с предками бурят. Но не позже конца XII в. предки бурят, заняв самые северные районы нынешнего своего расселения, вытеснили протоякутов дальше на север. В процессе этих контактов в XI-XII вв. сформировались древние якуты. Оставшаяся в Прибайкалье часть курыкан была ассимилирована монголоязычными пришельцами и влилась в состав предков бурят.

Четвертый этап является заключительным.

Древние якуты в XIII-XIV веках достигли Средней Лены. Здесь они, возможно, застали ранних выходцев из южных областей. Одновременно в переселениях XIII-XIV вв. участвовала какая-то часть древнебурятских племен хоротуматов. И дальше в долине Туй-маады и на Амгино-Ленском плоскогорье развернулись основные события заключительного этапа этногенеза якутов. В результате не позже XVI в. на Средней Лене сложился народ саха. При этом, вопрос об участии в этногеническом процессе тунгусов и юкагиров, по мнению И.Е. Зыкова, требует специального изучения.

Иначе представляется вопрос о происхождении якутов А.И. Гоголеву - археологу и этнографу, много лет специально изучающему этот вопрос. Им издан ряд работ: "Лекции по исторической этнографии якутов", "Историческая этнография якутов".

Автор, в отличие от упомянутых версий, рассматривает проблему на широком фоне древней и среднедревней истории всего тюркоязычного народа Центральной Азии и всего великого степного пояса Евразии - Южной Сибири, Казахстана, Южного Приуралья, Поволжья, Предкавказья и Северного Причерноземья вплоть до Дуная. Он, исходя из общеизвестного тезиса о том, что первоначальное тюркоязычное ядро якутов берет свое начало из кочевых племен Центральной Азии, убежден, что этногенез якутов может быть рассмотрен как конечный результат историко-культурных и этнических связей между представителями трех групп алтайской языковой общности - тюрков, монголов и тунгусоманьчжуров.

Постепенное складывание якутского этноса, по его мнению, прошло два больших этапа: формативно-доэтнический и реально-исторический, когда происходит оформление якутской народности.

Начальный период первого этапа, названный скифосибирским, охватывает вторую половину первого тысячелетия до нашей эры. В этот период существовала единая культурная основа древнетюркских племен, из которых впоследствии образовались якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, киргизы и казахи. Поэтому именно в этой общей региональной культуре ранних кочевников Центральной Азии и Южной Сибири лежат древние истоки якутской культуры. В III веке до нашей эры в Монголии образовалось Гуннское государственное образование. Завершился период Сибирского культурно-исторического единства. На смену пришел преемственный Гунно-сарматский период. В этот все еще дотюркский период многие стороны материальной и духовной культуры скифского времени продолжают сохраняться. Они подготовили площадку для строительства нового этнокультурного здания древнетюркской эпохи. Тем более что якуты находились в родстве с хуннами (тюрками).

Второй реально-исторический этап представляет собой уже "древнетюркскую эпоху". Ранний период этнической истории тюрков начинался с III в. нашей эры и проходил в среде ираноязычного населения Восточного Туркестана. В VI в. возник первый Тюркский каганат, кладущий начало древнетюркской эпохе. В рамках этой эпохи происходило оформление общей структуры традиционной якутской культуры - языка, мифологических и религиозных представлений. В частности, якутский язык, относящийся также как и тувинский, хакасский и уйгуро-огузский к группе восточной ветви тюркских языков, обособился в V-VII вв. Носителями этого языка были, вероятно, курыкане. Поскольку телесские племена, в начале первого тысячелетия нашей эры, отделившиеся от конфедерации гуннов, оказались в районе Прибайкалья и ассимилировали носителей культуры самодийских и тунгусоязычных аборигенов, в результате чего образовались курыкане. Здесь, в Прибайкалье, бассейне Ангары и на Верхней Лене курыкане смешивались с кыпчакскими и кыргызскими этническими компонентами.

Начиная с Х в., в Прибайкалье и прилежащих районах произошла смена населения - в течение нескольких столетий сюда продвигались монголоязычные племена бассейнов рек Онона и Керулена и районов озера Буирнур. Они долго жили вместе с курыканами. Происходило их смешение. Однако часть курыкан медленно продвигалась на север по Лене и в конце XIII начале XIV вв. расселилась по бассейну Средней Лены. В XV-XVI вв. произошло сложение якутской народности в результате сложного процесса консолидации различных этнических групп. Среди них первое место занимают курыкане. Затем идут монголы. Контакты курыкан с ними происходили в Прибайкалье и в других местах. Далее следуют тунгусы. Слова тунгусоманьчжурского происхождения проникли в якутский язык в прибайкальско-курыканский период. Дальнейшие заимствования продолжались уже на территории среднеленского бассейна. Наконец, в сложении якутской народности участие принимали и автохтоны края.

Однако многое все еще неясно. Прежде всего, первичная родина (прародина) не могла занимать столь обширную территорию. Далее, много неясного в происхождении самих курыкан и их культуры. Из каких этнических субстратов они сложились, в результате кем они стали: якутами, как думают некоторые исследователи, или только одним из их компонентов, правда, основным? В какие века они переселились на Среднюю Лену, постепенно или единовременно и компактно? Какими путями и где завершается образование якутской народности? Эти вопросы ждут своей разгадки.

Ученый Николаев С.И. - Сомоготто в своей работе "Происхождение народа саха" Якутск 1995 г. и ряд якутских ученых выдвигают новые гипотезы по происхождению народа Саха, отличные от общеизвестных. Академик, профессор А.Н. Алексеев опираясь на найденные в 1986 г. в нижнем течении р. Токко, притока Олекмы костяные изображения лошади, деталей луков и стрел тюркского происхождения IV-V веков, предполагает, что где-то в первом тысячелетии нашей эры первая тюркская группа проникла на территории Якутии где смешивалась с палеоазиатским населением, образовав новый народ саха. Подтверждая свою гипотезу рядом археологических открытий, он считает, что якутский народ по материнской линии берет свое начало на нынешней территории около четырех тысяч лет назад, а по отцу южно-тюркского происхождения. Его археологические открытия подтверждают гипотезу Г.В.Ксенофонтова о появлении первых тюркских групп во II веке нашей эры, а находки в местности Хохочой Вилюйского улуса опровергли версию о появлении якутов в Вилюе после прихода русских, Найденные там предметы Кулунахской культуры, открытые еще профессором А.И.Гоголевым, датируются XII-XIII веками.

Поиск и установление истины о происхождении народа саха продолжается.



SoftBest.ru - только 
лучшее!
Каталог "ПИНГВИН" - чуткий и душевный каталог! Находится в каталоге Апорт Апорт Top 1000


[ПЕРВАЯ СТРАНИЦА] [В НАЧАЛО]