ТАНЦУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ И ГОРДЫЕ ВСАДНИКИ ЗНАМЕНОСЦЫ ЛЕНСКИХ ПИСАНИЦ
Пестерев Владимир Ильич
Трудным, долгим и тернистым был путь человека к цивилизации, к прогрессу, к нашему сегодняшнему дню.
Расшифровка египетских иероглифов Ф.Шампольоном в 1822 году и вавилонской клинописи Г.Гротефендом и Г.Раулисоном удревнили письменную традицию до 5 тысяч лет. Длительное время продолжается расшифровка хараппских табличек с древними текстами, и ученые уже близки к успеху. Считается что письменностью владели очень немногие народы: вначале Египта, Месопотамии, затем Малой Азии, Китая, а потом уже юга Европы. Но даже для них основным источником фактов прошлого остается археология: письменных памятников найдено очень мало, и часть их из-за необъективности летописцев и по другим причинам требует значительных уточнений и поправок.
Одновременно огромные территории земного шара заселяли племена и народы, не имевшие письменности, но создавшие много удивительного и прекрасного, о чем стало известно только благодаря археологии.
Над палеолитическим поселением у деревни Шишкине возвышаются величественные скалы, тремя последовательными ярусами, один над другим, спускающиеся к руслу реки Лены. Шишкинские скалы во многих местах почти сплошь покрыты рисунками, оставленными людьми разных времен и народов.
На протяжение почти полутора километров тянется вдоль реки Лены этот единственный в своем роде естественный музей древнего изобразительного искусства, расположенный на открытом воздухе, на фоне неба, темного леса и скал.
В 1941 г. академиком П.А.Окладниковым найден древнейший и самый драгоценный из всех изображений на шишкинских скалах - очень крупный рисунок лошади длиной 2,8 м, выполненный широкими контурными полосами красной краской. Древний художник, положивший начало этой замечательной "картинной галерее" прошлых эпох, выбрал никем не занятую в то время, одну из самых удобных для его целей шишкинских скал, чистую, как холст, готовую принять шедевр. С полной свободой разместил он на ней контуры огромной фигуры, в которой нетрудно уловить очертания реальной дикой лошади - жеребца, изображенного почти целиком и в натуральную величину. Художник конца раннего палеолита умело схватил общие черты грузного тела дикого жеребца с его горбоносой головой на крутой шее, тщательно обозначил копыто на передней ноге и особенно заботливо обрисовал двумя полосами краски пышный хвост.
Домашние лошади на Лене появились гораздо позже, только в эпоху металла; многочисленные рисунки их имеются на тех же шишкинских скалах и по своему характеру не имеют ничего общего с описанным изображением.
Изображение напоминало доисторические рисунки лошадей знаменитых палеолитических пещер Западной Европы. Сравнивая шишкинский рисунок дикой лошади с другими доисторическими рисунками, Окладников отмечал поразительное сходство с изображениями лошадей Пиндаля и Костильо (Испания), Фон-де-Гом и Ляско (Франция). О древности этого изображения свидетельствовала реалистичность рисунка и манера исполнения. Древний художник сделал изображение лошади почти в натуральную величину, скупой контурной линией, точно так же, как делали подобные рисунки палеолитические художники Испании и Франции в ледниковом периоде. Все другие изображения лошадей на Шишкинских скалах, относящиеся к более позднему периоду, выполнены в совершенно другом стиле. Глубокую древность рисунка подтверждало также и то, что поверхность скалы, на которой он сделан, настолько выветрилась и пострадала от времени, что по-белела и вздулась пузырями. Сама скала треснула, и нижняя ее часть осела, от чего несколько сместились линии рисунка. Изображение выполнено светло-красной краской, сильно вылинявшей от времени.
В 1947 г. Шишкинские скалы подарили ученым рисунок того же стиля и той же глубокой древности. На одной из плоскостей вначале была обнаружена косая линия выветрившейся и выцветшей красной краски. При тща-тельной промывке скалы на конце этой полосы обнаружилась отчетливо прорисованная широкая кисточка. Затем проявились туловище зверя, ноги и голова. Из глубины скалы выступил еще один представитель исчезнувшего животного мира далеких эпох. На этот раз перед исследователями предстал дикий бык, изображенный в такой же стилистической манере и таким же техническими приемами, как и первые палеолитические фигуры ло-шадей. Древнему художнику удалось талант-ливо передать не только общий вид массив-ной фигуры животного (длиной 1,12 м, шириной 055 м), но и его характерную позу. Рисунок наполнен грозной и тяжеловесной первозданной мощью. Вытянутый хвост, опу-щенная вниз голова и крутой горб при пере-ходе от шеи к спине усиливают это впечатление. Животное полно неудержимой внут-ренней энергии и стремления вперед. Этот рисунок также имеет много общих черт с известными изображениями быков в Испании. Бык из Шишкине такой же далекий север-ный собрат замечательных быков Альтамиры , в Испании, как лошади из Шишкине - двойники лошадей пещерных росписей франко-кантабрийской области древнекаменного века. Интересно, что, несмотря на колоссальные пространства, разделяющие долину реки Лены и Пиренеи, может быть установлено не только самое общее соответствие между памятниками палеолитического искусства, но и некоторые более близкие совпадения.
" Палеолитические изображения лошадей. 1,2,4,5 - из западной Европы, 3 - из Шишкине, р. Лена" |
Открытие рисунков ледникового периода на Лене совершенно по-новому осветило историю искусства Сибири. Во-первых, глубинные районы Сибири, оказывается, были заселены человеком в раннее время, а во-вторых, древним людям, расселявшимся в тайге и лесотундре, было свойственно чувство прекрасного, художественный вкус. Талантливые художники и скульпторы оставили после себя неповторимые шедевры первобытного искусства, внесли свою толику в мировое искусство на заре человечества. Находки в Мальте, Буроти, рисунки в Шишкине еще раз подтвердили важную мысль, что для человеческого общества характерны одни и те же законы развития мышления и сознания независимо от того, где расселялись коллективы: в степных и лесостепных ландшафтах Испании или Франции, необозримых просторах Центральной Азии или Сибири. Человек, оторвавшийся от животного мира, медленно, постепенно, но уверенно делал свои первые шаги в искусстве, которые затем воплотились в бессмертные шедевры эллинского искусства, Возрождения и нашего сегодняшнего дня.
Удивительно богат внутренний мир древних художников. Своеобразно и оригинально их искусство. По берегам Лены и других рек обнаружены целые галереи наскальных росписей - писаниц, сделанных во времена неолита - 8-5 тысяч лет назад. На некоторых островах р. Ангары открыты сотни рисунков каменного века. Это изображения зверей - красавца тайги лося, основной добычи первобытных охотников, рыб, а также бытовых сцен. Писаницы выполнены на камне и, конечно, не одним человеком, поколениями талантливых людей. Поражает мастерство первобытных художников: все делалось сразу в твердом материале - на века и тысячелетия. Красную краску получали, растирая в порошок гематит и окисленную железную руду.
Шишкинские писаницы на Верхней Лене были исследованы академиком А.П. Окладниковым, известным исследователем с мировым именем. Изображение лошади в момент его открытия в 1941 г. было единственным в своем роде среди древних рисунков не только на Лене, но и вообще в Сибири. При детальном изучении шишкинских скал в 1947 году, удалось обнаружить еще два палеолитических изображения животных - бизона и лошади, выполненных в той же стилистической манере и окончательно доказывающих наличие палеолитических росписей на Лене. Оба этих изображения выполнены в той же технике, в том же своеобразном наивно-реалистическом духе, что и большой рисунок лошади, с тем лишь отличием, что благодаря их относительно небольшому размеру, древний художник мог более уверенно и точно передать пропорции и форму тела животного.
Основным объектом животного охотничьего эпоса и культа у лесных племен Сибири был лось, поэтому именно он и является на ленских скалах основным в магических действиях.
На самой монументальной, после изображений мархинской Суруктаах-хая, наскальной композиции в устье Синей, как и на многих других, представлена сцена охоты человека, вооруженного луком, на лося. Исключительно интересны наряду с ними и другие писаницы Средней Лены, где отсутствует охотник, но зато наглядно демонстрируется акт убиения зверя или самый результат этого акта. На замечательном рисунке вблизи Тойон-арыы в одной композиции с двумя большими фигурами сохатых изображена еще и третья фигура лося меньших размеров. Она пересечена посередине вертикальной полосой, нанесенной той же красной краской, которой : выполнены все писаницы, и несомненно означающей копье или стрелу, которой поражено животное насмерть.
Наскальные изображения животных, людей и мифических существ, естественно, тоже должны были быть "оживлены", подобно рисункам на бубнах и т.п., если не кровью, то ее эквивалентом - несмываемой красной краской, охрой. Тем более важно отметить, что мотив этот и до сих пор звучит в приленском фольклоре в прямой связи с писаницами.
Относительно двух больших фигур лосей на скале у Тойон-Арыы существует предание, согласно которому одна великая шаманка боролась с духом оспы. Превратившись в двух огромных лосей, они бились до тех пор, пока дух не был повержен. В знак своего торжества над врагом - болезнью шаманка сделала росписи.
"Писаница из Тойон Арыы" |
Рисунок этот раньше был хорошо виден, но ныне сохранилась лишь левая сторона самки лося, а правая еле заметна. Все остальное уничтожено временем. Выполнены животные тщательно, умелой опытной рукой. По уверенности и точности линии изображение ничем не уступает более ранним неолитическим, если даже не превосходит их.
Академик А.Окладников предположил, что эти лоси - самец и самка, стоящие друг против друга. Но в Тойон-аринских рисунках есть и существенные отличия от более древних изображений. Он отметил, что фигура лося поражает своей несообразностью: морда свисает вниз крючком, впереди торчат два кривых острия - бивня, сзади на голове возвышаются настоящие, широкие лопасти сохатиных рогов, но непропорционально маленькие по размеру.
Бивни у реальных лосей отсутствуют и поэтому являются чисто фантастической деталью, которая отчасти напоминает своеобразную манеру скифских, античных и древневосточных мастеров изображать фантастические существа путем произвольного сочетания частей, принадлежащих реальным, но совершенно разным животным. Таким наивным, но чрезвычайно выразительным приемом дости-галась определенная цель: вместо изображений обыкновенных зверей появлялись образцы мистических чудовищ, обладающих, по мнению их творцов, сверхъестественными свойствами и исключительным могуществом.
Нет сомнения в том, что рисунки служили для религиозного обряда, в определенное время года и дня. Весной на лучах заходящего солнца появляется третий бегущий лось справа, не замеченный ранее исследователями. Сегодня вся терраса с которой древний художник наносил рисунки вся осыпалась и рисунки оказались на высоте примерно 3-4 м. Размеры композиции занимают глазомерно примерно 3-4 м.
С накоплением опыта и знаний древних охотников усложняются и сюжеты рисунков. Это уже не портреты сохатых, не сцены охоты; появляются загадочные существа, предположительно, шаманы. Но окончательно их роль и место еще не расшифрованы. Сведения об искусстве и о верованиях людей бронзового века хорошо передает сохранившаяся писаница у с. Синск на Лене.
"Писаница в с. Списком, Якутия" |
Рисунки эти сохранились лишь частично. Раньше они тянулись непрерывной полосой по крайней мере на 6 м. в длину и 1 м. в высо-ту. Но и в современном виде уцелевшая часть изображения длиной 3 м. производит сильное впечатление. Это один из лучших по выполнению и самый характерный для Средней Лены образец местных наскальных росписей.
Справа, за обрывками какой-то крупной фигуры, вероятно, звериной, на синской писанице изображен лось-самец. Рядом с ним стоит обращенная к нему лицом человеческая фигура с луком в руках. Возле человека помещен кружок и еще три-четыре человеческих фигурки, из которых две крестообразно распростерли в стороны обе руки с растопыренными пальцами (по три пальца на левой руке, по два на правой). Эти человекообразные существа, вероятно, изображают колдунов-шаманов, чьи заклинания обеспечивают удачу в охотничьем промысле. Крайняя справа - большая фигура оригинальных очертаний: она представляет собой фантастическое человекообразное существо. Оно трехглавое тройственное по своей природе. Такой же возможно, была и первая фигура, которой не удалось сохраниться полностью.
Видимо, это не простые духи, а несравненно более могущественные мифические существа - настоящие божества, притом человекоподобные, а не зооморфные, правда; еще сохраняющие некоторые элементы своей былой звериной природы - рога, увенчивающие их головы.
Кроме писаниц неолитического времени и эпохи бронзы, на Средней Лене особо выделяется одна большая группа наскальных рисунков, которые, помимо ряда частных деталей, отличаются от всех остальных еще и общей для них упрощенной схематической трактовкой. Это совершенно условные схематические знаки и простейшие геометрические начертания. В последние входят различные вариации следующих основных форм: сочетание точек с палочкой, прямые и косые палочки, углы и зигзаги, сочетания горизонтальных и вертикальных линий, криволинейные знаки и сочетания их с прямыми линиями, дуги, круги и стилизованные фигурные знаки.
Рассматривая такие рисунки, одни ученые считали их просто условными знаками, другие же пытались увидеть в них знаки древнетюркской рунической письменности, принесенной предками якутов с юга.
При внимательном рассмотрении, ленские знаки обнаруживают, однако, сходство не; только с руническим шрифтом древних тюрков, но и с тамгами различных народов, условными знаками деревянных резных календарей, а также с самыми различными алфавитными и доалфавитными знаками, встречающимися во многих странах земного шара Значит, смысл этих рисунков заключается не в их связи с древнетюркской письменностью, а в чем-то другом.
Возможно, это была самая первая, зачаточная форма рисованного письма, своего рода пиктография, аналогичная той, которая известна у различных племен по этнографическим данным. О рисунках на скале Суруктаах Аартьв рассказывают, что их начертал предок - родоначальник одного из кангаласских родов Хромой Сабыйа по случаю победы над врагами. Разбив вражеский род, Сабыйа изобразил на гладкой скале себя и своих поверженных противников. Себя он показал в обычном положении, головой вверх, а врагов - головой вниз, что условно означает их смерть, уход в нижний мир, в страну мертвых.
Академиком А. Окладниковым изучены и курумчинские рисунки в Шишкинской "картинной галерее", сделанные предками якутов около 1000 лет до нашей эры, и восемь древних надписей на древнетюркском языке, выполненных орхоноенисейским руническом шрифтом.
"Из Ленских писаниц" |
Полная расшифровка надписей ждет своих исследователей.
Особое значение изображенных на писаницах боевых коней отражается и на их фигурах. Художник всегда стремится передать черты особой аристократической породы лошадей, предназначенных не для повседневной трудовой жизни степного скотовода, а для военных дел, для рыцарских забав и утех. Это высокие и статные кони с маленькой горбоносой головой, посаженной на круто выгнутую лебединую шею, кони с сильной грудью и тонкими ногами неутомимых скакунов.
Такие лошади, одетые в пышный убор с кистями и султанами, не могли, конечно, быть собственностью рядовых общинников, простых смертных. Они принадлежали только небольшому аристократическому слою местного населения, той "благородной" верхушке древнего общества, чьим основным занятием были пиры, охота и война, чья жизнь протекала и часто заканчивалась на полях сражений или в борьбе с диким зверем во время охоты. Не удивительно поэтому, что на ленских скалах встречаются не только отдельные фигуры конных воинов, но и тщательно выполненные композиции, изображающие целые сцены военных действий и охоты.
На одном из рисунков изображена группа пеших воинов, поднявших руки вверх, и воин, стреляющий в них из лука. На другой росписи видно, как всадник со знаменем в руке гонит перед собой двугорбых верблюдов, очевидно, отогнанное у врагов стадо. На третьем всадники скачут за лосями, стремясь набросить арканы на их широко разветвленные рога.
Для понимания социально-политических отношений у курумчинцев в особенности важна такая деталь некоторых шишкинских писании, как знамена в руках всадников. Знамя обычно изображено в виде четырехугольника, почти квадрата, перпендикулярно прикрепленного на конце длинного прямого древка. Сбоку от него отходят три поперечных линии, вероятно, изображающие три хвоста знамени, которые должны развеваться по воздуху. Знамена, несомненно, были изготовлены из прямоугольных полотнищ какой-то материи. Размер их, судя по отношению к отдельным частям рисунка, был сравнительно небольшим, не более метра.
"Енисее-орхонский алфавит из рукописи Г.В.Ксенофонтова, хранящийся в архиве ЯНЦ РАН" |
Гордые всадники-знаменосцы верхнеленских писаниц - реальные земные, или умершие и уже обожествленные военно-аристократические вожди родов и племен курумчинского племени, предводители его боевых дружин и властители.
Вот уже 3000 лет скачут они сквозь века, рассказывая своим далеким потомкам свою историю. Нам, ныне живущим, нужно сохранить их, чтобы и наши потомки смогли так же любоваться древними наскальными рисунками - Ленскими писаницами.
Писаницы найдены также на скалах и пещерах рек Оленек, Алдан, Амга. Их расшифровка ждет своих исследователей.
На сегодняшний день зафиксировано и исследовано 115 писаниц, более 5-ти тысяч рисунков на территории Якутии.